Специалисты «Лаборатории Касперского» исследовали спам, рассылавшийся в третьем квартале 2011 года. Было обнаружено снижение общего количества рассылаемой нежелательной корреспонденции, но доля вредоносных сообщений значительно увеличилась. При этом спамеры всё больше используют эффективные приёмы социальной инженерии.

В цифрах это выглядит так: количество спам-писем в рассматриваемом квартале составило 79,8% от всего почтового трафика, что на 2,7% меньше показателя за предыдущий квартал. При этом доля вредоносных писем побила рекорды роста и составила 5,03% от всей нежелательной почты.

Среди популярных тематик, на которые делали упор злоумышленники, находятся возможность играть в бета-версию ожидаемой игры Diablo III, фальшивые письма от крупных служб доставки DHL и UPS, а также поддельный опрос от компании McDonald’s, в ходе которого участники якобы получали вознаграждение за ответы. При этом посетители переправлялись на фишинговый сайт, где у них выманивались данные о платёжных картах с последующем списыванием средств.

Не обошлось и без побед антивирусных компаний: в III квартале «Лаборатория Касперского» и компания Microsoft закрыли ещё один крупный ботнет Hlux/Kelihos, рассылавший в том числе и спам.

Среди стран-лидеров по рассылке спама всё без изменений: наибольшая активность наблюдается в развивающихся странах, таких как Индия, Индонезия и Бразилия. При этом в топ 10 не вошли западноевропейские страны, Россия и США. Существенно сократился «заказной» спам и увеличился объём саморекламы спамеров. Одновременно с этим выросло количество спам-сообщений, распространяемых с помощью партнерских программ «Медикаменты; товары/услуги для здоровья», «Реплики элитных товаров», «Спам для взрослых.

Подробности о спам-активности в третьем квартале 2011 года можно узнать на сайте www.securelist.com.